Библиотека временно не работает.
Режим работы библиотеки*:
Пн | 10:00−18:00 |
Вт | 10:00−18:00 |
Ср | 10:00−18:00 |
Чт | 10:00−18:00 |
Пт | 10.00 -18.00 |
Сб | 10:00−18:00 |
Вс | выходной |
Летний режим работы (с 1 июня по 31 августа)*:
Пн | 10:00−18:00 |
Вт | 10:00−18:00 |
Ср | 10:00−18:00 |
Чт | 10:00−18:00 |
Пт | 10:00−18:00 |
Сб | 10:00−18:00 |
Вс | выходной |
Библиотечный портал Псковской области
Книжные памятники Псковской области
Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих
Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина
Электронная библиотека Псковиана
КИБО (Комплекс информационно-библиотечного обслуживания)
Международный библиотечный центр
«От Рюриковичей…»03 октября 2017 13:01 Начальная история Руси известна нам, прежде всего, из летописей, центральное место среди которых, бесспорно, принадлежит «Повести временных лет». Хронология летописи во многом искусственна, но дата 6370-й, то есть 862 год – призвание Рюрика - при всей легендарности отражает реальность середины IХ века. Именно с этих событий пошла непрерывная цепочка исторической преемственности верховной княжеской власти на Руси от князя к князю, от одного поколения к другому. Книжная виртуальная выставка «От Рюриковичей…» посвящена обстоятельствам появления княжеской власти во времена зарождения государственности в землях восточных славян. На выставке представлены издания 2000-х годов из фондов Псковской областной универсальной научной библиотеки. В основе выставки лежит рекомендательный указатель книг «Откуда есть пошла Русская земля» (Псков : Логос, 2012).
От Рюриковичей…
«В год 6370 (862) Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг друга. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Повесть временных лет*
«Впрочем, мы не можем заменить летоисчисление Несторова другим вернейшим; не можем ни решительно опровергнуть, ни исправить его, и для того, следуя оному во всех случаях, начинаем историю государства Российского с 862 года». Н. М. Карамзин **
Данный словарь предоставляет возможность читателю ознакомиться с материалом по таким разделам русской истории с древнейших времен до ХVII века, как историческая география, политика и дипломатия, историко-биографические справки, военное дело, социально-экономическая жизнь, культура, религия и церковь, сопредельные страны и народы.
Данный справочник систематизирует сведения об основных княжествах и уделах, существовавших на Руси с IХ по ХVI век, приводит перечень 1500 имен русских удельных князей – Рюриковичей, а также родословные таблицы наиболее важных княжеских родов.
Доктор исторических наук, профессор С. В. Белецкий рассмотрел лично-родовые знаки Рюриковичей на древнерусских монетах, печатях, в граффити на монетах, в рисунках на бытовых предметах и в граффити на стенах храмов, на металлических подвесках, в клеймах на бытовой и строительной керамике, на роговых кистенях. И он счел возможным утверждать: к рубежу Х-ХI вв. на Руси существовала сложившаяся структура лично-родовых символов и она была детально разработана. Система наследования этих символов представителями правящей династии соблюдалась с конца IХ до ХI в. На Руси в Х-ХI вв. существовала своеобразная геральдическая система, а дошедшие до нас знаки Рюриковичей являются теми самыми древнейшими гербами, из которых эта система состоит. Изложив мнения предшественников в этом вопросе и приведя библиографию, которая до некоторой степени нейтрализует авторскую версию оценки имеющихся источников, С. В. Белецкий предлагает читателю сделать собственные выводы. В пособие включены прорисовки большинства известных изображений знаков Рюриковичей.
Кандидат исторических наук Е. В. Пчелов данной монографией вносит свою лепту в создание княжеской генеалогии за первые полтора века существования династии Рюриковичей на Руси, от летописной датировки появления Рюрика на Руси в 862 году до вокняжения в Киеве Ярослава Мудрого в 1019 году. Характеризуя письменные русские, скандинавские, европейские латиноязычные, польские, византийские, восточные мусульманские, еврейско-хазарские источники, связанные с темой, автор выделяет проблемы, возникающие в ходе источниковедческого анализа. Генеалогический характер работы обусловил структуру подачи материала по поколениям династии. Кроме версий о происхождении Рюрика, версий биографий его потомков, автор делает свои заметки на полях о возможных житийных событиях князей второй половины IХ века – Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, князя Олега.
Кандидат филологических наук и прозаик А. П. Торопцев повествует, как попал на Русь легендарный Рюрик, чем прославились его потомки, какие великие деяния и обидные промахи совершили, а главное - читатель узнает, как развивалось и набирало силу Древнерусское государство, начало которому было положено объединением двух главных центров восточных славян - Киева и Новгорода.
РюрикРюрик, согласно летописям, глава варяжского военного отряда , призванный в 862 году ильменскими словенами, кривичами, чудью, весью на княжение. По мнению исследователей, правил по договору, заключенному с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.
Кандидат исторических наук Е. В. Пчелов подробно останавливается на гипотезах о корнях Рюрика. Сам автор – приверженец традиционной версии о скандинавских корнях Рюрика. Для тех, кто любит расставлять точки над «i», будет интересно узнать о проведённом в 2007 году генетическом анализе потомков Рюриковичей, «имеющих бесспорную генеалогическую преемственность от древнерусских князей». Результаты исследования ДНК, по мнению Пчелова, целиком подтверждают североевропейское, скандинавское происхождение Рюрика.
ОльгаОльга (?-969), княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 года приняла христианство.
Кандидат исторических наук А. А. Александров собрал исторические, археологические, топонимические и легендарные сведения о связях княгини Ольги с ее родиной – Псковской землей. При работе над книгой автор рассматривал заведомо сложные, спорные вопросы и высказывал свое видение этих вопросов. Повествование А. А. Александров ведет от истоков Ранней Руси и до дунайских походов Святослава Игоревича. От вопроса о происхождении Руси, связанного с вопросом: откуда появились на псковской земле родители «Олги русской», историк переходит к объяснению, что означает понятие «от Пльскова» и об ольгинской топонимике Псковской земли. Затем пытается восстановить темные страницы биографии княгини Ольги с помощью письменных источников, прояснить вопрос – когда и как она приняла крещение и разобраться в тайном смысле эпизодов, связанных с местью древлянам за гибель мужа. Отдельными главами изложена история средневекового Пскова. О верованиях соотечественников княгини Ольги можно углубить знания в очерках, посвященных загадочному псковскому деревянному мечу, мифам, сагам и летописям о князе Олеге, сыгравшем значительную роль в жизни княгини.
Кандидат исторических наук В. М. Духопельников обратился в своей книге к летописным загадкам древнерусской истории, в частности, к тем ее местам, где повествуется о первой русской женщине-политике. Пытаясь реконструировать события IX-Х вв., автор исследует свидетельства о рождении и происхождении Ольги, насколько была успешной ее деятельность на Киевском столе. Особое внимание автор уделил распространению христианской религии на Руси в ее бытность. Почему княгиня, решительность и властолюбие которой были отмечены в целом ряде документов, не крестила Русь? Крестившись сама, она не смогла убедить сына принять христианское вероисповедание. Каким было отношение Святослава к христианству?
Желая приблизиться к пониманию образа святой Ольги, автор подробнейшим образом, насколько возможно, исследовал судьбу первой правительницы-христианки, «праматери князей русских». Женщина, волею судеб, оказавшаяся во главе складывающегося государства, твердою рукой правила ею в течение двух десятилетий. Вместе с вышедшими ранее биографиями Владимира Святого и Ярослава Мудрого, эта книга образует своего рода трилогию, в центре которой – Крещение Руси и образование Древнерусского государства
СвятославСвятослав (?-972), великий князь киевский. Сын князя Игоря. С 964 совершал походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжско-Камской Булгарией, разгромил в 965 Хазарский каганат, в 967 воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами участвовал в русско-византийских войнах 970-971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Древнерусского государства. Убит печенегами.
Кандидат исторических наук А. С. Королев предлагает читателям свое видение личности князя Святослава Игоревича. Святослав - одна из самых ярких и вместе с тем противоречивых фигур нашей начальной истории. Покинув Киев ради цели, оказавшейся призрачной, он привел на Балканы многотысячное воинство русов, в большинстве своем сложивших головы в сражениях с византийцами и печенегами. Трагической оказалась и судьба самого Святослава, из черепа которого печенеги сделали ритуальную чашу. "Хочу на вы идти"; "не посрамим земли Русской"; "мертвые сраму не имут"- все эти фразы принадлежат ему, легкому на подъем, быстрому, "аки пардус", не знающему усталости и презирающему покой и негу русскому князю. Благодаря жизнеописанию великого полководца, X век предстает насыщенным и стремительным процессом созидания неповторимого исторического явления - Киевская Русь.
ВладимирВладимир (?-1015), князь новгородский с 969, великий князь киевский с 980, младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжско-Камской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сулла, укреплен и застроен г. Киев. В 988-989 ввел христианство. Способствовал расцвету Древнерусского государства и усилению его международного авторитета. В былинах прозван «Красным Солнышком». Канонизирован Русской православной церковью, как равноапостольный святой.
Владимир Святой, Владимир Великий, в памяти народа - Владимир Красное Солнышко - сами прозвища говорят об отношении потомков к своему великому предку. Но каким был князь Владимир в жизни? Как произошло превращение язычника и братоубийцы, гонителя христианства и законопреступника в просветителя Отечества, великого государственного мужа, человека высочайшего духовного подвига? Мы слишком мало знаем о личности этого человека; многое окутано тайной, легендами и преданиями. Настоящая книга представляет собой первую попытку воссоздать подлинную биографию князя на основе скрупулезного изучения сохранившихся источников. В приложении к книге помещены тексты древнейших русских сочинений о святом князе Владимире, часть из которых публикуется впервые.
Ярослав МудрыйЯрослав Мудрый (ок.978-1054), великий князь киевский с 1019. Сын Владимира Святославича. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026, в 1036 вновь его объединил. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлен свод древнерусского права, известный как Русская правда.
Доктор исторических наук С. В. Алексеев, опираясь на русские летописи, иностранные свидетельства, рассказывает о жизни великого князя Ярослава Мудрого, при котором Древняя Русь достигла вершины своего могущества, а он вправе мог именовать себя Самовластцем Русской земли, Царем Киевский. В жизнь вошли писаное право и упорядоченный суд. К концу его жизни Русь не вела ни одной войны, а соседи зависели от нее или находились в союзе. Не было усобиц, мятежей. Возникли библиотеки, школы, монастыри, развивалось летописание. Русь, восприняв наследие Древней Греции и Византии, стала неотъемлемой частью европейской цивилизации. Имя князя стало символом древнего единства и общего могущества восточнославянских народов, наследников Киевской Руси.
Известный писатель и историк А. Ю. Карпов, искусно сочетающий в текстах научный анализ и истинное сопереживание судьбам героев, провел настоящее расследование истории жизни своего героя – великого князя Ярослава Мудрого. Автор показал все перипетии его жизни, как человека, которому посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый", добиться власти, удержать ее и сделать Русь одним из сильнейших и авторитетнейших государств эпохи.
* Русские летописи ХI-ХVI веков : избранное. СПб., 2006. С. 33 ** Карамзин Н. М. История государства Российского : кн. 1 : [т. 1-4]. СПб. : Кристалл, 2000. С. 50 |
Ваш комментарий